Что такое балластный щебень?

Балластная призма железнодорожных путей выполняется из сыпучих и хорошо дренирующих материалов, как правило, щебня. Балластный щебень изготавливается путем размельчения твердых горных пород – гранита, сиенита, диорита, диабаза, базальта. Обладая высокой прочностью, долговечностью, морозо- и влагостойкостью, он применяется для балластировки рельсовых путей железных дорог, козловых и башенных кранов.

ballast-1  ballast-2

Балластный щебень должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему нормативными документами:

  • по фракционному составу: от 25 до 60 мм, зерен размером более 70 мм не допускается, 60-70 мм и мельче 25 мм – не более 5%;
  • по содержанию дробленых зерен, зерен слабых пород, частиц размерами менее 0,16 мм;
  • по прочности: истираемость до 20% потерь по массе для магистральных путей и до 40% - для станционных и подъездных путей;
  • по наличию комков глины – не допускается;
  • по морозостойкости – в зависимости от категории щебня от F 150 до F 300;
  • по электроизоляционным свойствам.

Наименование месторождения горной породы, а также физико-механические характеристики балластного щебня, проверенные контрольными испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ 7392-2014, фиксируются в паспорте качества, которым сопровождается каждая поставка отгружаемого материала. При приемке балластного щебня служба контроля качества завода-изготовителя проводит следующие виды испытаний:

  • приемно-сдаточные, которые проводятся на каждой партии щебня;
  • периодические, проводимые через определенный период времени на партиях, прошедших приемо-сдаточные испытания;
  • типовые, которые проводятся в случае изменения места разработки или смены технологии добычи горных пород. 

Балластная призма из щебня воспринимает и распределяет по поверхности нижнего строения динамические нагрузки, а также предохраняет пути от боковых и продольных смещений шпал, которые возникают под воздействием проходящих железнодорожных составов и движущихся кранов.